Разработка проекта по оптимизации рабочего пространства по системе «5 С». Этап подготовки к внедрению инструмента 5С организации рабочего пространства. 5S — популярная система организации рабочего места, разработанная в послевоенной Японии. Она выстроена на основе пяти принципов: Сортировка, Самоорганизация, Систематическая уборка, Стандартизация, Совершенствование. Данная система будет внедряться в нашей школе повсеместно: от рабочего места директора до рабочих мест учителей. С целью достижения знаменитой японской собранности и лаконичности мы прошли все 5 шагов. Будет введен стандарт рабочего места. Стандартизация будет применена в разных направлениях: от расположения мебели и оргтехники, до описания содержимого шкафов.
5 правил бережливого рабочего места
Избавиться от ненужного: убрать то, что не используется. Рабочие места нужно адаптировать под работу. Минимизируйте рабочую поверхность. Рабочее место начинает накапливать ненужные вещи, из-за этого необходимо больше времени тратить на уборку, что ведет к потере времени из-за избыточной обработки. Поэтому следует ограничить пространство. Приведите свободное пространство в соответствие с работой. На рабочем столе учителя должен быть компьютер, принтер, карандашная(органайзер), тетради (если есть) обучающихся систематизируются. Папки располагаются в контейнере для папок. Набор ручек: синяя, черная, красная и карандаш.
Каждая вещь на своем месте: расположить в удобном порядке то, что используется. Свет на рабочий стол учителя должен падать с левой стороны. Принтер располагается справа. Колонки – слева.
Поддерживать чистоту и порядок
Использовать стандарты. Содержимое ящиков тумбочки или стола учителя должно быть рассортировано. Верхний ящик – канцелярские принадлежности, средний ящик – документы для ежедневной работы, бумага, бланки и т.д., нижний ящик — личные вещи.
Совершенствуйте свое рабочее место. Система 5S должна работать. Разработка проекта по внедрению инструмента визуализации «доска задач». Доска задач — это визуализация общего объема работы. Она позволяет определить уровень загруженности сотрудников и своевременно внести корректировки. Мы пришли к выводу, что доска задач просто необходима, когда работа ведется сразу по нескольким направлениям и когда возможны внезапные существенные изменения в планах, новые срочные указания (например «спущенные сверху») — что актуально для любого образовательного учреждения. Внедрение инструментов бережливого управления начнется в нашей школе с доски задач.
Визуальный менеджмент. Отображение полезной информации здесь и сейчас для принятия правильных решений. Мы часто сталкиваемся с визуальным менеджментом на заводах и в поликлиниках: указатели объяснят нам, как преодолеть лабиринт помещений и не попасть в нежелательные, опасные зоны. Визуальная навигация — один из инструментов бережливого управления, который частично уже применяется применяется в нашей школе, но требует определенных доработок. Разработан и размещен на входе навигатор по зданию школы, он помогает детям и родителям успешно ориентироваться в пространстве. Есть также внешняя навигация – обозначены входы и выходы из здания. Отдельное внимание уделяется визуальной разметке пространства: разделительным линиям, линиям открытия и закрытия дверей, линиям зон безопасности. В школе реализован клиентоориентированный дизайн помещений. Мы стараемся использовать в пространстве дидактические элементы, созданы рекреационные зоны: коворкинг-пространство, зоны комфорта для учащихся, учителей, родителей.